Поиск по этому блогу

пятница, 22 апреля 2011 г.

Как делать бизнес с друзьями


Основатели часовой компании «Ника» добиваются успеха, потому что письменно поклялись не ссориться.

Александр Левинский  | Forbes.ru
Алексей Богданов видит часы насквозь
Увеличить иллюстрацию
Совладелец «Ники» Алексей Богданов осторожно кладет под микроскоп платину — так часовщики называют основание механизма, к которому крепятся остальные детали. Нанесенная вручную гравировка складывается в затейливый рисунок. По ней мастера выпилят отверстия. На выходе получатся ажурные часы-скелетон, у которых сквозь стекло виден механизм. В прошлом году «Ника» презентовала новинку на часовой выставке в Базеле. «Наша миссия — возрождение России как часовой державы», — без ложной скромности заявляет Богданов.
Пока сквозь прозрачный корпус виден механизм швейцарской фирмы ETA. На московском заводе «Ники», где трудятся 570 человек, делают ювелирные часы: корпуса из драгметаллов с швейцарскими или японскими механизмами. Основанная восемь лет назад компания — единственный в России производитель часов, чей бизнес растет. В 2009 году «Ника» выпустила 154 000 изделий — почти треть от общего объема российского производства часов, как его оценивает агентство Step by Step. Достичь результата удалось благодаря удачному выбору ниши на рынке и в не меньшей степени — оригинальному управленческому механизму, исключающему раздоры.

Бизнес с друзьями

Флун Гумеров, президент сети ювелирных предприятий «Алмаз-Холдинг» и экс-председатель совета директоров орловского часового завода «Янтарь», считает, что «Ника» выбрала точное позиционирование — ювелирные часы с корпусами из драгоценных металлов. Это средний, верхний и люксовый сегменты рынка. Нижнюю его часть давно заполонил китайский ширпотреб, выше царили японцы и швейцарцы. Но они не занимались «ювелиркой», так что «Ника» свою нишу по сути создала сама.
Основателей компании Алексея Богданова, Георгия Мордехашвили, Тенгиза Саникидзе и его жену Елену Хитрину связывают дружеские отношения. К общему бизнесу они пришли разными путями. Богданов начинал с валютных спекуляций, но в 1998-м бизнес рухнул и Богданов пошел учиться на MBA. Саникидзе работал в Грузии на ювелирном заводе, потом сменил несколько компаний, подолгу нигде не задерживаясь. Его жена работала в турфирме Богданова, они дружили семьями и, встретившись вчетвером в 2001 году в московском ресторане «Ясный перец», за вечер набросали план действий.
Но Мордехашвили пригодился не только для этого. Он разработал документ, который буквально цементирует команду. «Георгий написал Кодекс наших отношений: как друг друга защищать, чего мы хотим от компании — и мы все его подписали», — рассказывает Богданов.
Диплом MBA Мордехашвили защитил по теме сохранения баланса интересов учредителей. Впоследствии дипломная работа превратилась в Кодекс «Ники». В документе, в частности, говорится, что никто из учредителей «не будет претендовать на единоличное владение компанией», что можно тратить на дивиденды не более 40% прибыли, что, обсуждая стратегию, они будут принимать «решение, которое устраивает всех», но в своей сфере компетенции каждый имеет решающее слово.
В Кодекс вошли и совершенно «непрактичные», казалось бы, условия: основатели компании обязались «не бояться быть уязвимыми, не держать камня за пазухой» и «заботиться о семье другого, если кто-то… не в состоянии позаботиться о ней самостоятельно».

Как работает Кодекс

Все это может показаться не вполне серьезной игрой. Но система работает. Тенгиз Саникидзе рассказывает, что в 2006 году он воспользовался своими правами. Тогда заказанное исследование показало, что мужской хронограф с женским именем «Ника» спроса не найдет, но партнеры, по настоянию Саникидзе, «закрыли глаза и дали карт-бланш». Риск оправдался: выпускавшихся ежемесячно 700 штук торговым сетям даже не хватало.
А сейчас компания делает следующий шаг, в перспективности которого сомневаются многие специалисты, но только не Богданов.
Долгое время «Ника» продавала свою продукцию ювелирным сетям (сегодня ее часы присутствуют в 7000 магазинов). Это, рассказывает Богданов, не позволяло видеть реакцию покупателя, контролировать ценовую политику. Нужна своя сеть, способная стать еще и рекламной площадкой. Ведь сегодня, по собственным данным компании, узнаваемость бренда (без подсказки) составляет лишь 3,3% — это слишком мало.
А еще для сегмента люкс «Ника» собирается начать производство часов, разработанных специально для компании знаменитым Константином Чайкиным, единственным российским конструктором, признанным международной Академией независимых часовщиков. Вот владельцы и решили открыть несколько салонов в Москве, отработать схемы продаж и предложить партнерам франшизу. Компания разработала новый фирменный стиль, выделив на маркетинг 150 млн рублей из запланированной на год выручки 2,6 млрд рублей.
Проекты будут реализовываться, несмотря на откровенный скепсис специалистов. Советник директора Московского ювелирного завода (МЮЗ) Илья Адамский называет план «фантастически странным». Монобрендовые бутики «Ники» открываются в тех же торговых центрах, где и салоны МЮЗа, создавая ненужную конкуренцию. Мэтт Самик, коллекционер часов из штата Делавер, тоже считает, что «Ника» нерационально использует ресурсы. Увидев на специализированном веб-форуме выставленные образцы, он удивился сообщению, что компания выпускает 40 коллекций, в который примерно 1000 моделей: «Непостижимое количество для часовой индустрии. У такой компании не может быть стиля, который бы выделял ее среди других».
Но если компании, действовавшей вопреки рекомендациям специалистов рынка, до сих пор везло, то почему не может повезти еще раз?

Комментариев нет:

Отправить комментарий