Поиск по этому блогу

пятница, 29 апреля 2011 г.

Бусы для дикарей, или Не в пирогах счастье

Бусы для дикарей, или Не в пирогах счастье Стеклянные бусы в обмен на золото. Воспитывая приверженность потребителей к тому или иному бренду, компании навязывают им несуществующие преимущества и способы потребления, которые увеличивают частоту покупки. Участник Сообщества Илья Марущак рассмотрел в этом обман, история которого своими корнями уходит во времена товарно-денежных отношений дикарей и первопроходцев.


Илья Марущак
В это материале не будет сенсационных разоблачений. Не будет скандальных историй и шокирующих примеров. Здесь хотелось бы поразмышлять о том, о чем большинство из нас иногда задумывалось, но очень немногие смогли что-либо изменить в своей жизни. Поэтому, любителям щекотать свои нервы будет не интересно. А вот тем, кто иногда позволяет себе взглянуть на наше «процветающее» общество со стороны, будет о чем подумать. А может даже и поспорить.
Практически каждый из нас в свое время прочел несколько исторических романов, в которых присутствовали отважные первопроходцы новых земель. Наряду с захватывающими приключениями они могли похвастаться привезенными несметными сокровищами, сундуками, полными золота и драгоценностей, которые были выменяны у дикарей на яркие стеклянные бусы или что-нибудь не более «ценное».
При этом предметы, полученные дикарями от «большого белого человека» считались очень ценными и владели ими только высокопоставленные члены племени. С развитием цивилизации исследователей становилось все больше, а доверчивых дикарей, способных отдать все за нитку бус или зажигалку, – все меньше. Казалось бы, вполне закономерный эффект. Но вот примерно с середины XX века количество «дикарей» и «исследователей» стало стремительно расти. И за несколько десятков лет «дикарей» стало почти шесть млрд. Вот так фокус.
Конечно, вы понимаете, что шесть млрд – это почти все население Земли. И вполне логичен будет вопрос – почему же автор сравнивает их с «дикарями»? Отвечу на него позже.
Завоевателям было крайне выгодно поддерживать завоеванные народы на максимально низком уровне развития. В первую очередь, интеллектуального. Это понятно. Ведь так удобно менять осколки бутылок на драгоценные камни, когда твои «партнеры» не понимают их истинной стоимости. И чем дольше «дикари» находятся в таком состоянии – тем успешнее «торговля» для «исследователей и первооткрывателей».
Для того чтобы ответить на вопрос о шести млрд дикарей, давайте рассмотрим, почему такое стало возможным в средние века. Ответ знает любой школьник: более развитые технологии и более развитое общественное устройство позволили осуществлять экспансию, вести успешную колониальную политику и получать от этого сверхприбыли. Как же это связано с современным миром? Как в средние века за всей мировой колониальной политикой стояли несколько развитых стран и несколько десятков богатейших аристократических семейств, так и сейчас. Только вместо семейств – транснациональные корпорации, которые, опять-таки, контролируются несколькими десятками семей во всем мире. Таким образом, за несколько сотен лет основы контроля экономики не изменились. Как не изменились и желание тех, кто ее контролирует, – извлекать сверхприбыли. Ранее эти самые сверхприбыли получали за счет захвата новых земель, практически бесплатной рабочей силы из местного населения, простого отъема материальных ценностей – банальный грабеж. Именно таким способом добывались те сокровища, которые караванами судов вывозились в Европу из стран Центральной и Южной Америки.
Безусловно, в современном мире такое уже практически невозможно. Конечно, вынесение производства в регионы с более дешевой рабочей силой и получение прав на разработку месторождений в странах третьего мира приносят огромные прибыли, но это все еще не те объемы, которые устраивают сильных мира сего. Именно мира, а не какой-то отдельной, пусть даже очень богатой страны. И они очень четко понимают, что природные ресурсы, с помощью которых зарабатывались огромные деньги, уже распределены и контролируются достаточно жестко. И без кровопролитных войн их уже не перераспределить. Но война это не метод. Остается обратить внимание на то, что завалялось в «хижинах дикарей», – на личные сокровища каждого. И вот тут мы вплотную подходим к вопросу увеличения количества «дикарей» до шести млрд.
Что же произошло? Все очень просто. Примерно до середины XX века были сделаны и усовершенствованы основные открытия и изобретения, которые и позволили промышленному производству вырваться на новый уровень и стать действительно массовым. Массовое производство позволило массе людей получить массу рабочих мест. И, как следствие, ежемесячно в карманах этой массы людей начала оказываться некоторая денежная масса. Что в мировом масштабе составляет огромную сумму. Это и есть те сокровища, за которыми охотятся сильные мира сего. С изменением мира несколько изменились и методы. Но не очень значительно.
В «дикари» были автоматически зачислены все, кто имеет хоть какой-то регулярный доход. И для получения сокровищ дикарей были подготовлены новые «первопроходцы». Только назвали их в соответствии с веяниями новой эпохи. Теперь люди, в задачу которых входит облегчать наши с вами карманы на регулярной основе, называются гордо: «специалисты по продажам», «маркетологи», «специалисты по рекламе».
Методика осталась почти та же – дикарям предлагают почти ничего не стоящие «бусы», получая взамен плоды их труда. В нашем случае плоды – это деньги. А вот на «бусах» стоит остановиться подробнее.
Конечно, в нашем развитом обществе, казалось бы, подавляющее большинство образованных людей, которые в состоянии отличить правду от вымысла. Но, как показывает практика последних 50 лет, «первопроходцы» успешно выполняют свои задачи, пользуясь при этом теми же рычагами, что и 500 лет назад. Например, если в XV веке вождю племени предлагали обменять бусы на 100 жемчужин, то таких бус не было ни у кого. Затем бусы появлялись у самых богатых членов племени, но меняли их уже на 50 жемчужин, так как у других жемчуга было меньше, чем у вождя. Через некоторое время бусы были у всех и стоили уже 10 жемчужин. Но у вождя появлялась красивая стеклянная бутылка синего цвета. И такой не было ни у кого. Ничего не напоминает?
Многие узнали классическую схему продажи бытовой техники и мобильных телефонов. Самая новая модель стоит очень дорого и доступна для избранных, затем стремительно дешевеет и уже доступна всем. И тут опять выходит самая новая модель. Многие возмутятся – но ведь это новая модель, на ее разработку потрачены время и ресурсы, она снабжена массой новых функций и т.д. и т.п. Конечно, именно так нам все это старательно объясняют компании-производители. Но так ли это на самом деле?
Дело в том, что уже примерно лет 30 в технологиях, которые используются при производстве всего того, чем мы пользуемся в повседневной жизни, не было серьезных технологических прорывов. Все изменения направлены исключительно на то, чтобы повышать привлекательность товаров, не вкладывая серьезных средств в науку и производство.
А основной способ заставить нас покупать – фактически придумывать все новые и новые преимущества по сути все тех же товаров. Давайте рассмотрим, что же происходит на самом деле. Всего несколько примеров.
Возьмем такой удобный мобильный телефон. Современные модели уже гораздо мощнее и могут выполнять различных функций больше, чем компьютер лет 15 назад. Это современно, технологично. Но сколько покупателей этих моделей пользуются всеми этими функциями? Их гораздо меньше, чем тех, кто покупает такие телефоны. Ведь все-таки основное назначение телефона – обеспечивать связь. Некоторые возразят: не нужны функции – не покупай такой телефон. И будут почти правы. Но давайте вспомним бусы вождя. С экранов телевизоров, со страниц газет, с плакатов на улицах на нас глядят разные люди, которых мы любим, уважаем, доверяем, и говорят: «Купи вот это – у меня уже есть. А теперь и ты можешь себе это позволить». И миллионы покупают. Не пользуются, но покупают. Потому, что уже есть у соседа, у коллеги, у подруги. «Как? У тебя еще нет? Ты не современен, ты отстал от жизни! Срочно покупай! Теперь всего за 999!»
Знакомо? Ну и не дикари ли мы после этого? Просто теперь идет борьба не за территорию на карте, а за территорию у нас в головах. Способы просты – нас исследуют, с целью «приручить», как исследовали ранее новых животных и определяли степень их полезности. Самое интересное, что мы отлично знаем об этих исследованиях, но думаем, что они нужны для того, чтобы предложить нам самый лучший товар или услугу. Как бы не так. Из простого – наверняка многие из вас уже имеют знакомых, чья профессия называется «мерчендайзер».
В задачу такого специалиста входит расположение товар на полках таким образом, чтобы покупатель мог легко увидеть и взять то, что что интересно продать магазину. Заметьте, не купить покупателю, а продать магазину. Методики таких раскладок товара появились после изучения поведения покупателей в магазинах. И это всего лишь капля в море тех знаний, которые уже накоплены о покупателях и их поведении.
Вторая по значимости задача для «первопроходцев-маркетологов» после задачи «продать», это задача продавать регулярно, все больше и больше. С задачей продавать много отлично справляются супергипермаркеты, оптово-розничные центры. Один мой коллега-маркетолог как-то спросил меня: «А ты пробовал когда-нибудь зайти в супермаркет за спичками?» Я задумался и понял – что выйти из супермаркета всего с одной покупкой может только тот человек, у которого нет денег на вторую покупку. Все устроено таким образом, что покупать много становится легко и естественно. Казалось бы все логично – много товаров в одном месте. Покупателю удобно. Все бы было так, если бы не активная работа с «дикарями» наших «первопроходцев-маркетологов».
Казалось бы, купил чего нужно и иди себе. Ан нет! Вот тут рядом акция – три по цене двух. Или грандиозный обвал цен. Купи одно, второе – за полцены. И отправляются в наши корзинки совсем не нужные сейчас, но такие дешевые вещи и продукты. Запас, он ведь, как известно, лишним не бывает. Мы думаем, что хватит надолго. И опять ошибаемся.
Ведь задачу «как заставить покупать чаще» никто не отменял. А вот здесь «дикарям» устоять сложнее всего. Для решения этой задачи мобилизованы лучшие умы современности. И они ее успешно решают. Примеров – тьма. Самый простой из них – надпись «подходит для ежедневного употребления» на упаковке шампуня. Казалось бы, покупателя проинформировали, что можно. Но на самом деле, в восприятии покупателя, неискушенного в торговых войнах, это значит – голову нужно мыть ежедневно. Хотя все врачи в один голос говорят, что это не так.
Еще пример. Компания-производитель зубной пасты, решая все ту же задачу увеличения частоты покупки, увеличила диаметр отверстия в тюбике. Таким образом, пасты стало выдавливаться больше, она стала быстрее заканчиваться. А вспомните, сколько зубной пасты выжимают на щетку модели в рекламе? На всю ее длину. На самом деле, достаточно трети от этого количества, и тюбик пасты прослужит втрое дольше. Аналогичная ситуация и подушечками жевательной резинки – в рекламе их вытряхивают по две. Хотя одной вполне достаточно.
Но и это еще не все. Эти хитрости кажутся вполне невинными по сравнению с другими. Согласно результатам нескольких экспертиз, некоторые косметические и гигиенические средства вызывают именно те симптомы, с которыми призваны бороться. Чтобы покупали средство после бритья, гель для бритья вполне может сушить кожу. А шампунь от перхоти всего лишь маскирует на время проблему, но никак ее не решает.
Очень похожая ситуация на рынках автомобилей и бытовой техники. Нам регулярно говорят о том, что теперь есть новые возможности, которые позволят нам быть в безопасности, получать больше дополнительных преимуществ за счет новых технологий. Если среди ваших знакомых есть специалисты по ремонту автомобилей и бытовой техники с приличным стажем работы, поинтересуйтесь у них, что же изменилось за последние 10-15 лет. Ответы будут примерно следующими – раньше практически любую вышедшую из строя деталь можно было отремонтировать быстро и недорого, и техника продолжала служить дальше. Сейчас необходимо либо менять узел полностью (а за счет новых технологий он стоит уже гораздо дороже), либо менять изделие. А надежность и долговечность изделий резко снизились. Почему же это происходит? Причина та же – всем хочется, чтобы мы покупали чаще. И как этого достигают?
В условиях жесткой конкуренции компаниям гораздо прибыльнее продавать нам изделия, которые ненадежны. И затем получать дополнительные доходы от продажи нам запасных частей. В автомобильной промышленности нас завлекают длительными сроками гарантий. Но при условии обслуживания исключительно на специализированном СТО и покупке только оригинальных запчастей. Многие автолюбители понимают, что такое обслуживание стоит дороже. Но не желают терять гарантию. Уверяю вас, гарантия – это всего лишь маркетинговый ход, цель которого – получение дополнительных доходов. Если сравнить стоимость обслуживания и запасных частей у официального дилера и на любом другом СТО, то разница может достигать 100%. В сумме, за период действия «гарантии» автовладелец переплатит гораздо больше, чем он мог бы потратить на ремонт, который бы ему «бесплатно» предложили по гарантии.
И самое печальное в этом всем то, что так называемые «новые технологии», якобы дающие нам дополнительные преимущества, – в большинстве случаев просто выдумка маркетологов, которая позволяет продать товар дороже или оправдывает причину появления «новой модели с улучшенным дизайном». Думаю, все уже слышали про растительное масло, на котором крупными буквами написано «без холестерина». Но многим известно, что холестерин содержится исключительно в жирах животного происхождения. И его никак не может быть в растительном масле. Но нам это продают как преимущества товара. И мы покупаем. Не думая.
Компании-производители тратят огромные деньги на то, чтобы стимулировать нас покупать чаще, больше и оставаться приверженцами определенных торговых марок. Они точно знают, что если человек привыкает покупать продукт торговой марки «Х», то убедить его купить аналогичный продукт марки «У» будет не очень просто. Поэтому можно абсолютно спокойно понемногу повышать цену на продукцию известных торговых марок, развлекая потребителя сказками о том, что сейчас товар «в новой эргономичной упаковке», а теперь он «с экстрактом кокоса» и т.п. Со стороны выглядит так, что идет активная борьба за покупателя – изменение дизайна, новые технологии, новые ароматы… Казалось бы, все для покупателя. Но на самом деле, 20-30 торговых марок, которые присутствуют на полках практически всех супермаркетов, принадлежат двум-трем компаниям. Поэтому для них не имеет большого значения, какую торговую марку вы предпочтете. Деньги все равно идут в «один карман». Настоящая борьба между этими компаниями ведется не на экранах телевизоров и не в магазинах. Она ведется на межгосударственном уровне – компании борются за рынки целых стран.
Те, кто много путешествуют по миру, иногда замечают, что, к примеру, в одной стране пепси-кола присутствует в 80% магазинов, а кока-колу встретишь лишь изредка. Или наоборот. Это означает, что та или иная компания проиграла борьбу за рынок этой страны. Построив производственные линии в какой-либо стране или регионе, компания получает массу преимуществ – более низкую себестоимость продукции, более широкий доступ на рынок и т.д. А имея в ассортименте, к примеру, десяток известных торговых марок средств по уходу за волосами, компания не будет испытывать проблем со сбытом. Метод конкуренции с самим собой известен много сотен лет. Поэтому, все, что мы принимаем за конкуренцию между производителями, на самом деле является лишь отвлекающими движениями фокусника, нам предлагают иллюзию выбора. Мы выбираем и платим.
Еще один способ, который позволяет вытащить деньги из наших карманов, – уловки с кредитами и рассрочками. Ведь когда вы приобретаете, к примеру, телевизор в кредит, вы рассматриваете его цену в формате ежемесячных платежей. А это не такая уж и большая сумма. И если купить более новую и модную модель, то разница в платеже будет не так уж и велика. Но общая разница в цене будет очень внушительной. Покупать в кредит легко – нет нужды копить, выбирать из доступных по цене моделей. Можно прийти и выбрать почти все, что понравится. Именно это от нас и нужно. Не думай – пользуйся сейчас, плати потом. Это то, чего все от нас ждут. Плати и переплачивай. Ведь самая новая модель телевизора через полгода будет стоить на 30-40% дешевле. А вы в это время будете должны за нее больше, чем ее цена в магазине – кредиты же не бесплатные. А еще через год, когда вы выплатите кредит, выйдет самая новая модель. С улучшенным изображением. И вы перенесете «старый» телевизор в комнату к ребенку или в кухню, а сами пойдете оформлять кредит на покупку нового.
Что и требуется от «дикарей» – стеклянные бусы в обмен на золото. Но почему же «бусы», спросите вы. Разве мы не покупаем товары, которые нам нужны и удовлетворяют наши потребности?
Мы увидели то, как именно из нас пытаются вытащить дополнительные деньги – это и несуществующие преимущества, и различные хитрости с упаковкой и навязываниями способа потребления, и воспитание приверженности к одной торговой марке и многое-многое другое.
Теперь давайте посмотрим, что же именно нам продают. Как вы уже понимаете, максимальная прибыль будет получена в тех отраслях, где покупатели просто вынуждены покупать регулярно – это еда, средства гигиены, одежда и т.д.
Взглянем поближе на то, без чего мы не сможем обойтись, – еда. Вспомните, как называется та отрасль, которая обеспечивает супермаркеты продуктами – пищевая промышленность. И, как и всякая промышленность, пищевая промышленность озабочена тем, как снизить себестоимость и повысить прибыли. На помощь в этом нелегком деле пришла другая промышленность – химическая. Конечно, это ни для кого не новость. Состав продуктов указан на упаковке. И обилие всяких индексов (Е211 и т.д.) и словосочетаний – идентичный натуральному никого уже не смущает. Ведь кто-то это разрешил использовать. И никто пока от этого не умер.
Но в этом и состоит наше основное заблуждение, которое активно поддерживается производителями и продавцами продуктов питания.
В действительности о добавках в продукты даже сами производители знают только две вещи. Первая – добавка выполняет такую-то функцию (усиливает вкус или не дает продукту испортиться). Вторая – от нее не умирают сразу. Не более. Добавки производятся химическими компаниями, и затем их покупают производители продуктов. Химики знают больше о своей продукции. Но и они знают не все. Например, химическая компания, продающая добавку для усиления вкуса, понятия не имеет о том, какие добавки и какой компании использует производитель в качестве консерванта. И как на их сочетание прореагирует организм. Они точно знают одно – человек не умрет сразу. И это их вполне устраивает. Ведь если у потребителя начнутся проблемы со здоровьем через некоторое время, то эти проблемы никто не сможет связать с действием именно этого сочетания добавок. Ведь человек ест разные продукты. Доказать прямую связь практически невозможно. Для этого нужно кормить человека только одним продуктом какое-то время. Кто же на это пойдет? Но количество смертей, вызванных потреблением продуктов питания, которые изготовлены промышленным способом и содержат искусственные добавки, огромно. Только в свидетельствах о смерти стоят вполне привычные диагнозы – поражаются наши внутренние органы. И врачи фиксируют только следствие, а никак не причину.
Истории о том, что в полуфабрикатах и готовых продуктах совсем не то, что должно быть, уже давно набили оскомину. И тем не менее мы продолжаем их покупать. Ведь так же удобнее, правда? Да и страшилки распространяют конкуренты. Таких мнений хватает.
Скажу вам так – те, кто рассказывает страшилки о полуфабрикатах, не подозревают, что на самом деле все еще хуже. Всю правду знают только технологи пищевой промышленности. Я не являюсь технологом пищевой промышленности, но расскажу вам одну ситуацию, в которой побывал сам. Дело было в кабинете владельца одной из компаний, производящих, в том числе, и полуфабрикаты. Компания крупная – входит в пятерку крупнейших в стране. Мы беседовали с владельцем о делах, не имеющих отношения к составу продуктов. В кабинет вошел один из сотрудников, отвечающих за сбыт. Он сказал владельцу компании: «Покупатели жалуются, что в последнее время в пельменях марки «Н», по их мнению, мяса стало меньше, а лука больше, я думаю, стоит обратить на это внимание производства». На что владелец компании очень эмоционально ответил: «Да в пельменях этой марки вообще нет мяса. И никогда не было. Передайте производству, чтобы внимательнее следили за консистенцией наполнителя. В этом вся проблема». Сотрудник вышел, а меня очень заинтересовал этот разговор. Конечно, я задал вопрос: какие же это пельмени, если мяса в них нет? И законно ли это? На что мне ответили: продукты животного происхождения в этих пельменях есть. Немного, но есть. Остальное – заменители, специи, добавки, позволяющие поддерживать относительно невысокую цену. Это не запрещено законом. И все производители в среднем и нижнем ценовом сегменте поступают именно так.
Есть пельмени из «настоящего» мяса. Но доля мяса редко превышает более половины необходимого. И цена достаточно высока. Вот такие вот пельмени.
Вернемся к надписям на упаковке. Обтекаемая формулировка – наполнитель (или ароматизатор), идентичный натуральному. Что именно идентично натуральному? Он, как и натуральные ягоды, вырос в лесу? Или он так же полезен, как и натуральный? Конечно, из идентичного присутствует только вкус или запах. Да и то это довольно спорно. Так почему же мы абсолютно спокойно изо дня в день поглощаем идентичные натуральным продукты?
Вас устроил бы супруг идентичный натуральному? Нет? Так почему же мы тогда так спокойно к этому относимся, когда дело касается продуктов?
В молочной продукции, к примеру, производители давно испытывают острый недостаток натурального сырья – молока. Поэтому масса молочных продуктов производится с использованием растительных жиров. И, конечно, с применением технологий, продлевающих продуктам товарный вид. К сожалению, только вид. Все мы знаем, сколько времени нужно молоку, чтобы прокиснуть. Все молочные продукты со сроком хранения выше нескольких дней подвергнуты обработке. В лучшем случае они не вредят. Про худшие уже упоминали выше.
Кстати, продукты, которые изготовлены с применением «высоких технологий» пищевой промышленности и, по утверждению производителя, являются очень полезными и чуть ли не лечебными, обычно, стоят дорого. Но в сравнении с натуральными продуктами они проигрывают в сухую. Это вам подтвердит любой врач-диетолог. Получается такой вот парадокс – дешевые продукты и полуфабрикаты не являются натуральными и скорее вредят, а дорогие тоже не являются натуральными. При этом натуральные продукты находятся по стоимости как раз между этими двумя категориями. Так что же мешает нам приобретать именно натуральное и полезное? Лень и нежелание думать. Мало кому хочется рано утром тащиться на рынок. Но почему же мы не очень расположены думать и анализировать, когда решаем что-либо купить?
Возвращаемся к нашим «дикарям» и «первопроходцам». Механизмы воздействия все те же, но с поправкой на современные условия. Как никогда перед дикарями раскладывали несколько разных предметов и ждали, какой им больше понравится, – так поступают и с нами. Нам предлагают на выбор способ, с помощью которого нам будут имплантировать выключатель для мозга. А именно для той части, которая призвана анализировать и соотносить видимое с реальным. Способов не много – телевидение, радио, пресса, наружная реклама, Интернет, кино. А вот сама подача информации уже разнится – это и прямая реклама, которую все тихо ненавидят, но на которую все равно реагируют, это и всякого рода «независимые» исследования на тему полезности одних продуктов и неполезности других. Существует большое количество способов влиять на мнение и преподносить информацию для разных групп людей. И мы как существа социальные часто неосознанно воспринимаем ничем не подтвержденные, но красиво поданные материалы, как истину. И ведем себя в соответствии с этим. Основная задача специалистов по рекламе и маркетингу – заставить нас не думать в момент принятия решения о покупке. Только выбирать. Из чего выбирать уже решили за нас. Нам «облегчили» жизнь – просто выбери из того, что есть на прилавке.
Самым «бесчеловечным» оружием массового потребления является создание у человека потребностей, которых раньше у него никогда не было. Затем создать товары для удовлетворения этих потребностей и продать ему их. Удивительно, как много нам стало нужно за последние 20 лет. И как много всего появилось, без чего и жить нельзя.
Особенно ярко это заметно в сфере косметики, гигиены и продуктов питания. Немало «новшеств» и в бытовой технике. Оглянитесь вокруг себя – вас окружают предметы, большинство из которых откровенно вредят вашему здоровью. Но, тем не менее, мы их купили и считаем, что без них жить крайне сложно. Причем мы можем это обосновать. Теми же словами, которыми нам рассказали об этом с экранов телевизора или со страниц модного журнала. Ежедневно используя шампунь, кондиционер, средство для укладки волос, мы дойдем до того, через время мы начнем покупать средства для их восстановления. А через несколько лет врач назначит нам препараты для лечения, которых нет в супермаркете, а есть в аптеке, и разрешит мыть волосы только детским мылом. И если бы мы делали это с самого начала, либо просто проконсультировались у врача, то не потратили бы столько денег на все вышеперечисленное. Да и выглядели бы получше.
Но маркетологи отлично знают, какие бусы нужны каким дикарям. И мы платим, платим и платим. Мы едим то, что нас может убить, но оно близко, вкусно и доступно. Мы слушаем всех, кроме тех, кто действительно что-то знает. И при этом считаем, что живем как современные люди, интересной современной модной жизнью. А если нам на что-то не хватает денег, то можно взять кредит или найти еще одну работу.
А ведь кроме денег мы тратим то, что не купишь за деньги. Это здоровье и эмоции. Сколько людей в мире реально несчастливы из-за того, что не могут позволить себе очередной модный телефон или одежду. Из нас сознательно формируют общество потребителей, которые покупают, покупают и покупают. При этом платят реальные деньги за выдуманные качества.
Возникает закономерный вопрос. А есть ли выход из этого круговорота? Ведь бороться с тенденциями общества очень сложно.
Выход есть. Он не подразумевает «восстание дикарей» и освобождение от ига бессмысленного потребления. Нет. Все гораздо проще. Каждый из нас живет в этом обществе. У нас есть работа, семья, друзья. Но каждый из нас – личность. И каждая отдельная личность вполне может оградить себя от того влияния общества, которое считает для себя вредным. Сначала это будет сложно. Но со временем вы увидите, что вы уже независимы от многих вещей и у вас в кармане завелись деньги. При этом вы ничего не потеряли, а наоборот, приобрели. В первую очередь приобретается почти утраченная способность думать и анализировать на фоне всеобщей потребительской истерии.
Для того чтобы выйти из потребительского племени «дикарей» достаточно лишь начать сознательно контролировать некоторые аспекты своей жизни. Далее мы рассмотрим, что для этого нужно делать.
Для начала возьмите себе за правило ничего не покупать в кредит. Вообще ничего. Исключение – жилье. Захотелось новый телевизор – накопите. Выберите модель, которая вам подходит. Определите для себя, какая сумма в месяц будет необременительной для вас в случае покупки в кредит. Затем просто откладывайте деньги с каждой зарплаты. Именно эту сумму. После того,как нужная сумма будет накоплена, идите в магазин и покупайте. Уверен, выбранная вами несколько месяцев назад модель, уже стоит гораздо дешевле. И у вас останутся деньги. Или вы сможете приобрести более дорогую модель. Хотя этого делать не рекомендуется. Пусть у вас останутся деньги. А реальная разница между разными моделями очень часто существует лишь в рекламе.
Заведите себе еще одно полезное правило в обращении с деньгами – не носите с собой суммы, больше той, которая вам необходима для ежедневных расходов. Проезд, обед и немного еще. Это убережет вас от того, что маркетологи называют «импульсная покупка». Поначалу это покажется неудобным, вы почувствуете дискомфорт. Но со временем привыкнете и поймете: для того чтобы испытывать хорошее настроение, не обязательно что-то покупать. Хорошая шутка или комплимент поднимают настроение не хуже булочки. Но при этом не вредят здоровью и не стоят денег.
Прекратите смотреть и читать рекламу. Всю. Везде. Откажитесь на некоторое время от покупки глянцевых журналов. Переключайте канал телевизора, когда там идет реклама. Установите на компьютер программу, которая блокирует рекламные баннеры. Через некоторое время, когда ваш мозг немного отдохнет от непрерывного потока рекламы, вы станете относиться к этому критичнее.
Становитесь умным и расчетливым покупателем. Собираясь приобрести что-либо достаточно дорогое, подумайте о том, какие функции должна выполнять ваша покупка. К примеру, если это мобильный телефон последней модели, напишите на бумаге, какие функции в телефоне вам необходимы в повседневной жизни (только честно – если вы один раз за последние полгода зашли в Интернет с телефона, то эта функция не является необходимой). Затем посмотрите на функции, которые имеет последняя модель. Их окажется гораздо больше, чем вам необходимо. После этого посмотрите на цену модели, которая не имеет ненужных вам функций. Не удивлюсь, если разница в цене составит стоимость недельного отдыха в неплохом отеле на берегу Красного моря. Так что лучше – самый модный телефон, который устареет через полгода или вполне доступная модель и недельный отдых за границей? Решать вам.
Если вы будете подходить таким образом к каждой крупной покупке, то кроме экономии денег, вы со временем научитесь выбирать максимально надежные вещи. Ведь намного разумнее доплатить 10% за программу дополнительного сервиса на три года для холодильника, который вам идеально подходит, чем переплатить 50% за новую модель в цветном корпусе. Возможно, вам придется тратить некоторое время на изучение свойств товаров. Но это того стоит.
Это то, что касается покупок, которые случаются не каждый день. Теперь давайте посмотрим на наши повседневные расходы. Это как раз те расходы, в результате которых деньги «текут как вода». Относительно ежедневных расходов мы уже упоминали выше – если не планируете ничего покупать, не берите с собой лишних денег. Нет с собой денег – вы их не потратите.
При планировании своих расходов на продукты следует помнить вот о чем. В супермаркете все сделано для того, чтобы вы потратили как можно больше. Перед походом в супермаркет составьте точный список того, что вам необходимо и в каких количествах. И в точности его придерживайтесь. Даже если будет «только сегодня два по цене одного». В этом случае посмотрите на соседнюю полку и купите точно такой же товар, но дешевле. Постарайтесь сохранить чек и записать, сколько обычно стоят те товары, которые вы привыкли покупать. Это нужно для того, чтобы при проведении различного рода распродаж и акций вы могли сравнить – действительно ли сейчас товар стоит дешевле. Очень часто оказывается, что нет.
Кроме экономии денег стоит понимать, что те продукты, которые мы привыкли покупать свежими и готовить дома, лучше покупать на рынке. Это и дешевле и полезнее. Ведь давно не секрет, что супермаркеты закупают овощи, фрукты и мясо огромными партиями, и часто непроданные вовремя мясные продукты попадают на прилавок во второй раз в виде фарша и других полуфабрикатов. А фрукты дозревают на складе магазина. Поэтому есть смысл три-четыре раза в месяц устраивать поход на рынок, где запасаться на неделю мясом (его можно замораживать, это будет лучше и полезнее, чем мясо, прошедшее обработку в супермаркете) и овощами. Да и рыбой – ее тоже несложно заморозить.
На рынке по вашей просьбе всегда почистят и разделают рыбу, либо приготовят фарш из выбранного вами куска мяса. В супермаркете же лучше соблюдать правило: «если не видел целого – не покупай частями». Там все удобно упаковано и расфасовано. Но никто, кроме работников супермаркета не знает, вот эти красивые кусочки мяса для стейков утром были отрублены от свежей туши или отрезаны от куска, который пролежал пару суток непроданным, затем из него вырезали эти стейки, а остаток смололи в фарш, который лежит на соседней полке. А может, этот кусок вообще из контрабандного замороженного мяса, которое на 40-50% дешевле свежего. Но размороженное и под пленкой ничем не отличается от свежего. Зачем доверять тем, нечестность которых много раз подтверждена. И тем более переплачивать.
Молочные продукты также целесообразнее покупать на рынке.
Конечно, магазин – это удобно. Но не стоит быть невнимательным. Очень полезная привычка читать состав продуктов, который производитель указывает на этикетке. Например, из 10-15 упаковок, которые лежат на полке с надписью «масло», настоящим сливочным маслом являются четыре-пять. Остальное – спреды с содержанием растительных жиров. Это написано мелкими буквами на упаковке. А лучшая сельдь – целая, которую вы сами разделаете дома. Потому, что практически 100% филе в упаковке изготовлены с применением так называемого «созревателя», который сокращает срок приготовления рыбы и заодно растворяет мелкие кости. А что он делает с нашими желудками? Не лучше ли потратить 10 минут на разделку рыбы? Да и сэкономить при этом до 40%. То же правило верно и в отношении птицы. Экономнее и безопаснее купить целую и разделать ее самому.
Может показаться, что таким образом вы слишком перегрузите себя домашними хлопотами. На самом деле это не так. Просто небольшие изменения в вашем расписании.
Аналогичный подход следует применять и при выборе косметики и средств личной гигиены. Никаких покупок рекламируемых везде товаров. Один поход к специалисту и следования его рекомендациям сэкономят за год очень приличную сумму. И при этом вы не рискуете испортить себе здоровье.
Думаю, теперь для вас не составит труда понять, как правильно подходить к обедам в обеденный перерыв. Никаких фастфудов. Во-первых, это вредно, а во вторых, еще и достаточно дорого. Даже если обед в фастфуде не является для вас проблемой по затратам, попробуйте поискать рядом кафе или ресторанчик, в котором не готовят из полуфабрикатов. Уверяю, будет гораздо полезнее. Да и вряд ли дороже.
Покупая разумно, мы можем сэкономить до 30% от суммы наших привычных затрат. Неужели не найдется куда потратить эти деньги? Так зачем же мы просто отдаем их?
Для того чтобы полностью перестать быть «дикарем» в XXI веке, нам необходимо приложить некоторое количество усилий. Если следовать вышеизложенным советам, то спустя некоторое время вы начнете очень четко понимать, когда именно вам пытаются «продать бусы». Необходимо четко понимать – ваше личное благополучие не интересует тех, кто продает нам товары и услуги. Их интересуют только ваши деньги. И всеми возможными способами они пытаются их получить. Наша задача – не отдать им больше, чем мы сами для себя решим.
Попробуйте освободиться от их влияния и потрудитесь думать и анализировать. Аксиома для умного покупателя – «реклама – ложь, продавцы врут, я сам решу, что мне нужно и сколько за это платить». Ведь обмен бус на золото был возможен просто потому, что дикари не имели информации о настоящей ценности и свойствах тех предметов, которые им предлагали. Ну и «стадный инстинкт», конечно, был не на последнем месте.
Причина, по которой вы тратите деньги на что-либо, кроме отдыха, хобби и других развлечений должна быть одна – мне это необходимо потому что….. И если после «что» следуют причины: это модно, это последняя модель, это есть у всех, это показывают по телевизору, это что-то новенькое – значит, что покупать это не нужно.
Попробуйте взглянуть на свою повседневную жизнь под другим углом. Вам понравится. Поверьте, куда как лучше ужинать рыбой и салатом, чем пельменями в которых нет мяса. И в январе плескаться в теплом море, говоря по недорогому мобильному, чем торчать в холодном городе и с грустью смотреть, как дешевеет в магазинах ваш телефон последней модели, за который вам еще шесть месяцев платить кредит. Давайте станем умнее, здоровее и богаче, причем все это совершенно бесплатно!

e-xecutive.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий