Рассказывают пять российских венчурных инвесторов
Что лучше, создать «клон» проверенного проекта или найти уникальную идею? Какую задачу поставить перед собой в самом начале, чтобы увеличить шансы дойти до конца? Что по-настоящему привлекает инвестора? Анна Чеботарева расспросила об этом венчурных инвесторов. Полную видеоверсию интервью можно посмотреть на сайте ее программы «Есть идея».Ставьте амбициозную цель
Марина Трещева, гендиректор Fast Lane Ventures:— Ключевой фактор — вера в собственный проект, доскональное знание продукта, просчитанный бизнес-план, горящие глаза, которые говорят: «Я знаю, где будет проект через 3-5 лет». И, пожалуй, самое важное — быстрая реализация.
Исключите из своего обихода слово «потом». Уже в самом начале поставьте перед собой амбициозную задачу — реализовать идею за 50 дней. Доведите проект до состояния life, когда о нем начнут говорить. При этом команда, которая работает над проектом, может быть небольшой, а продукт уже будет приносить серьезные обороты. Проект жив, когда в него уже вложились несколько инвестиционных партнеров или есть те, кто готов совершить инвестицию.
Учитесь видеть и понимать
Николай Митюшин, директор по инвестициям фонда ABRT:— В бизнесе нужно думать, как заработать. Деньги — это топливо, которое двигает компанию вперед. Но значительно важнее денег видение предпринимателя, его понимание своей продуктовой категории, своего рынка и фокусировка на том, чтобы создать ценность для потребителей. Например, в Кремниевой долине создана соответствующая предпринимательская культура, погружаясь в которую получаешь большой импульс, чтобы много и долго копать.
Фокусируйтесь и не распыляйтесь
Сергей Белоусов, основатель фонда ранних инвестиций Runa Capital:— Когда ты в начале пути и твоя компания еще маленькая, нужно искать конкурентное преимущество, планировать свой бизнес. И главная сложность, с которой вам предстоит столкнуться, — это отсутствие финансирования.
Однако деньги — это только часть проблемы. Необходимо фокусироваться! Ошибочно думать, что, выстраивая более диверсифицированный бизнес, можно стать большой компанией. Необходимо фокусироваться на меньшем количестве продуктов, потенциальных пользователей и каналов сбыта. Чем больше мы фокусировались, тем быстрее мы росли.
Установите «сцепление» с рынком
Михаил Цыганков, управляющий директор фонда посевных инвестиций Microsoft, Россия:— На самом раннем этапе, когда у вас есть только идея и еще нет прототипа, вы неминуемо столкнетесь с технологическими проблемами. Здесь стоит вспомнить поговорку: не надо изобретать велосипед. Если нужно убить муху на стене и рядом на столе лежит газета, большинство людей свернут газету и убьют муху — все, задача решена. Русский же программист поступит иначе: он сядет и сконструирует пушку, из которой потом очень метко, не вставая с кресла, убьет эту самую муху. При этом он очень любит сам процесс создания этой пушки и не считает главным решение конкретной практической задачи.
Если же у вас есть простая идея, которую можно прощупать на кончиках пальцев, — быстренько сделать сайт в интернете и начать его монетизировать тем или иным способом — это совсем другой сценарий, при котором вы можете гораздо быстрее прийти в конечную точку. Однако в этом случае вы столкнетесь с большим количеством рисков. Ведь у вас нет никакой интеллектуальной собственности, которая патентуется, а значит, вашу идею кто-то может повторить, воплотив или продвинув даже лучше, чем вы. Когда идея глубокая и фундаментальная, у вас гораздо больше возможностей с точки зрения защиты вашей интеллектуальной собственности и монетизации.
В любом случае под голую идею денег не дают. Инвестиции достаются сильной команде, которая способна превратить хорошую идею в рабочий бизнес. По-настоящему заинтересовать инвестора может технологическая зрелость, проработанная бизнес-модель, четкое понимание рынка, наличие «сцепления» с рынком. Проект, у которого есть сильные менторы и амбиции выйти на международный рынок.
В любом случае важно начать показывать что-то как можно скорее и пытаться поднимать деньги от инвесторов. Здесь, правда, интересно отметить, что даже если есть «грязный» прототип, проектам чаще всего не хватает качества для того, чтобы поднять посевные деньги. Именно поэтому Microsoft решил запустить свой собственный фонд посевного финансирования. Мы очень хорошо понимаем, что маленькие группы людей с горящими глазами, которые сегодня пытаются строить из своих идей бизнес, через 5-10 лет могут стать нашими крупными партнерами.
Будьте готовы спрыгнуть с обрыва
Эдуард Шендерович, управляющий директор Kite Ventures:— Могут прийти два человека с абсолютно одинаковой идеей и бизнес-планом ее реализации. При этом одному хочется дать денег, а другому — нет. Потому что это два разных человека. И ты понимаешь: один сделает все, чтобы этот бизнес построить, а у другого нет такого драйва.
С точки зрения инвестора все очень сильно зависит от людей. И не так важно, была ли в основе уникальная идея или бизнес-модель, которая уже сработала, скажем, на Западе. В конце концов правильная команда с правильным продуктом и подходом к рынку всегда выигрывает.
Вы должны быть предпринимателем, а не менеджером, для того чтобы осуществить задуманное. Предприниматель — это человек, который обладает определенной харизмой, драйвом и, наверное, определенной наивностью, готовностью спрыгнуть с обрыва. Потому что человек, который постоянно просчитывает риски, точно не занимается созданием стартапов.
Часто предприниматель выдумывает и вынашивает идею у себя в голове. А это тяжелый интеллектуальный труд. Случается и так, что идею может подсказать сам инвестор. Мы понимаем, в какие области стоит вкладывать, что будет развиваться. Например, у меня нет сомнений, что сегодня семимильными шагами в России будет расти электронная коммерция, точно так же как в свое время росла медийная составляющая интернета.
Однако круг предпринимателей, которые буквально на животном уровне понимают, как работает интернет в России, очень узок. Поэтому сейчас на рынке крутятся одни и те же люди.
forbes.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий